На главную страницу    
На главную страницу
На главную страницу На главную страницу World46 - цифровая фотография, креативы, тексты by Pashockz Powered by God of Axon-Neyron
 
  Фотографии
 
 

новые фото!

макросъемка

архитектура

животные

техника

люди

пейзажи

натюрморты

путешествия

ночное фото

эксперименты

 
Мои изображения и креатиффы

психоделия

креативы

космос и н/ф

 
Информация

мои тексты

создатель

работа

контакты

обратная связь

 
Rambler's Top100
   
   

Лекция Станислава Грофа в Москве, 2007 год

Первоначально опубликовано в моем онлайн-дневнике, затем для удобства перенесено сюда
с минимальной корректировкой.

8 октября, вторая часть второго семинара Грофа
Также смотрите фотоотчет и первую часть

Вторая часть сегодняшнего семинара Станислава Грофа была посвящена алчности и насилию, причинам их возникновения и той роли, которую они играют в современном мире. Сказано было много интересного, я все старался записывать, но здесь всего этого привести по понятным причинам не могу, поэтому ограничусь лишь тем, что я вынес для себя. Некоторые вещи были для меня новыми, а что-то я уже знал, но как-то или позабыл, или выпустил из фокуса сознания.

Итак, человеческая агрессивность имеет очень мало общего с агрессивностью животных. Наша агрессивность злотворна. Вспомните Гулаг, Освенцим, etc. Но откуда она берется у нас? Есть теории, что это связано с тем, что животные могут жить самостоятельно почти сразу, в то время как человек проводит долгое время в зависимости от родителей, что порождает неудовлетворенность, неврозы, социальную фрустрацию и т.п. Корни агрессивности, по одной из теорий, лежат в разочаровании.

Фрейд говорил, что если бы не было контроля общества, супер-эго над нами, то мы бы убивали друг друга, грабили, насиловали и т.п. Типа социум защищает нас от враждебного внешнего мира, за что мы должны жертвовать своими инстинктами.

Фромм считал, что все беды от того, что мы не можем полностью прожить свою сексуальность. Либидо не находит выхода и извращается. Оно выходит не только, как неврозы, извращения, мании, но и как насилие, революции - в более широком масштабе.

Однако, Гроф считает, и это подтверждается его более чем 50-летней практикой, что это еще не все. Он придерживается точки зрения, что мы не можем достичь самореализации и гармонии, радости и внутренней удовлетворенности от жизни если мы будем концентрироваться лишь на материальном мире. Т.е. если совсем уж утрировать, можно сказать, что имея даже миллиард долларов, мы не будем счастливыми пока мы не в ладах с самими собой, что происходит всегда, если мы не смотрим в глубь себя. Значит, остается неудовлетворенность и агрессия.

Людям не хватает чего-то, что придаст смысл их жизни, сделает их целостными, поможет обрести гармонию. И это, по мнению Грофа - т.н. холотропные состояния сознания.

Гроф рассматривает три препятствия на пути к такой гармоничной жизни, пользуясь символизмом Махаяны - направления буддизма, которое подразумевает возможность приблизится к Нирване при жизни. Эти три препятствия изображаются как три фигуры - Свинья (невежество, авидья), Змея (агрессия) и Петух (похоть, желания, порождающие привязанности).

Неведенье заключается в невозможности осознать единство вселенной, осознать "вещи в себе", истинную природу мира и себя. Однако, Гроф показывает нам (кстати, я сам на сеансах холотропного дыхания имел такие переживания неоднократно), что мы можем почувствовать себя всем во вселенной в холотропном состоянии. Таким образом можно достичь духовного разума, осознав и прочувствовав все это. Мы - часть вселенной, микрокосм в макрокосме. Это хорошо отражает концепция голографического сознания, описанная Грофом в одной из своих книг (кажется - "Психология будущего").

Агрессия, по мнению Грофа, исходит из непережитой рационально травмы рождения. Наша проблема в том, что мы все переживаем ее физически, но вот эмоционально (и уж тем более рационально) она блокируется и остается глубоко в бессознательном, доставляя нам множество проблем, выражающихся в виде неясных тревог, немотивированной агрессии, фобий и т.п. Короче говоря, мы так и не родились осознанно на эмоциональном уровне, от чего имеем свои неприятности. Если у нас травматический опыт связан с БПМ-2 (моменты схваток, до движения по родовому каналу), то мы склонны отождествлять себя с жертвами, мы ощущаем себя так, будто живем в тоталитарных системах. В случае "фиксации" на БПМ-3 (движение по родовым каналам, борьба не на жизнь, а на смерть) у нас имеется склонность к революционной деятельности, войне.

Кстати, интересно, что по данным другого исследователя, Ллойда Демоза, перед войной правители используют почти одинаковую риторику и применяют символы, так или иначе связанные с процессом рождения. Ллойд проанализировал более 17 ситуаций, связанных с военачальниками прошлого, после чего пришел к таким выводам.

Кстати, еще была фраза, что в дурку надо сажать военных и политиков, а не тех, кто вспоминает свои прошлые жизни. Это было сказано к тому, что есть одна группа в Пентагоне, которая занималась (занимается) прогнозированием ведения ядерной войны. Так вот, то, что говорят эти люди (и как спокойно они говорят это!) про уничтожение населения нескольких стран в случае, если ветер после ядерного удара по, скажем, СССР, пойдет в их сторону, приводит к такому мнению. Да, выходит, что военачальники не играют роль отцов (как это сказал бы Фрейд), а скорее играют роль мусорщиков, баков с дерьмом, которые выгребают из помойных ям все эти отвратительные субстанции и потом преподносят их людям, выдавая за реальность...

Так вот, используя холотропные состояния можно заново пережить этот ужас рождения и смерти и т.о. вывести весь этот материал в сознание, таким образом выразив эту агрессию и интегрировав ее, что позволит нам не быть от нее зависимым и жить полной жизнью. Уровень агресии упадет.

По поводу алчности - Фрейд считал, что жадного человека плохо кормили грудью, или у него проблемы с анальными импульсами, либо фаллической фиксацией (смотря в каком виде проявляется жадность). Гроф называет эту теорию слишком слабой, простой и неубедительной.

На уровне холотропной ситуации мы храним незавершенный гештальт рождения. Мы по прежнему торчим в родовом канале. Под влиянием БМП-3 возникает ощущение неудач в жизни, неудовлетворенности собой и т.п. Появляется автопроекция - перенос своей неудовлетворенности на грезы. Например - я буду счастлив, когда заработаю $100K. Человек ставит цель и начинает сражаться за ее достижение.

Но увы, достигнутая цель не приносит никакого удовлетворения. Это происходит от того, что по большому счету у человека ничего не изменилось. Не произошло разрешения ситуации на глубинном уровне, не произошло прорыва из БПМ-3 в БПМ-4. Как сказал Джозеф Кемпбелл "Когда доходишь до верхней ступеньки лестницы, понимаешь, что поставил ее не к той стене". Поэтому достижение внешней цели ничего не меняет. Мы ожидаем от действий того, что они, по определению, не могут нам дать. Ибо, не осознавая того, мы ждем прорыва, нового рождения, всего того, что характерно для БПМ-4, но этого, по вполне понятным причинам, не происходит, ведь изменения должны произойти не во внешнем мире, а во внутреннем, а этого нам не могут дать заработанные нами $100К.

Если же это удается прожить в холотропном состоянии, проследить изменения на внутреннем уровне, все преображается. Мир становится лучше. Люди начинают ценить то, что у них есть, они становятся счастливы.

В таких случаях, когда есть контакт с внутренним миром, Гроф посоветовал нам не мыслить линейно, категориями "цель - способы ее достижения". Гораздо эффективнее действовать в зависимости от обстоятельств, доверившись потоку, или Дао, если хотите. Жизнь - как серфинг, когда нельзя заранее сказать, куда ты сейчас пойдешь, нужно лишь довериться потоку. Кстати, мне всегда нравился такой подход, но мне не всегда хватало смелости жить таким образом. Это Путь Воды, или У-Вэй (недеяние) даосизма. Причем идти по этому пути гораздо легче, мир как бы сам помогает тебе. И тогда жизнь приносит нам удовольствие.

И, таким образом, превзойдя эти три яда, можно достичь гармонии и целостности.

Вот вкратце и все.

Резюмируя все вышеизложенное, Гроф сказал - у нас есть лишь один спопоб счастья - проживание опыта отождествления со своим творческим началом.
ТАТ ТВАМ АСИ.

"Мы - не люди, переживающие духовынй опыт. Мы - духовный опыт, переживаемый людьми". Играть свою роль в жизни, и помнить о глубинной причине жизни - это и только это сможет сделать нас по-настоящему счастливыми.

Станислав Гроф

Одна из таких книг с подписью Мастера есть теперь и у меня. :-)

Спасибо, что прочли это! Если вы были на конференции и увидели какие-то ошибки, неточности, или просто хотите добавить что-то - пишите в комменты. ;-)

       
 

[назад на страницу тексты]